О правовом статусе исторического
города Екатеринбурга
и правовом режиме общественных и
частных (градостроительных, земельных, предпроектных, проектных и других) работ на его территории
План (тезисы)
Предисловие
1.
Исторический
город Екатеринбург
- правовой статус города как
областного центра и муниципального образования
2.
Правовой
статус исторического города в действующем законодательстве на примере
Екатеринбурга
2.1. Система охранного зонирования
памятников истории и культуры согласно специальному законодательству Российской
Федерации об охране памятников культуры
-
архитектурно-градостроительное
-
историческое
-
археологическое
-
пространственное
или культурно-ландшафтное
-
художественное
-
комплексное
2.2. Охранное зонирование в Екатеринбурге
2.3.
Порядок согласования работ
-
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Архстройнадзор,
НПЦ по охране памятников культуры Свердловской области
- нарушения законодательства об
охране памятников в г.Екатеринбурге в разрезе согласования работ, охранного
зонирования и археологии
3.
Правовой
режим участков исторического и культурного слоя древних населенных пунктов
4.
Национальный
опыт
5.
Международный
опыт
5.1.
ЮНЕСКО
-
рекомендация
об общественных работах
-
рекомендация
5.2.
Организация
городов всемирного наследия
5.3.
ИКОМОС
5.4.
Ассоциация
исторических городов в рамках Совета Европы
5.5.
Несколько
слов о законодательстве Совета Европы по сохранению архитектурного культурного
наследия городов
6.
Некоторые
выводы, рекомендации и перспективы
Доклад
Предисловие
Издавна лучшие представители
человечества разных времен и цивилизаций мечтали о создании идеального города
как места для счастливой земной жизни,
как прообраза, уменьшенной модели идеального общества.
Платон, Томазо Кампанелла, Томас Мор
и многие другие, обращали свой мысленный взор к своему городу Солнца.
В наши дни, обращаясь к опыту
древних, поражают изначальная цельность
и целостность мироощущения и миропонимания их создателей и жителей, воплощенные
в недвижимых памятниках градостроительства.
Аркаим на южном Урале, Макчу Пичу в
южной Америке, Ангкор-Ват в юго-восточной Азии - ярчайшие тому примеры. Жители
этих древних поселений изначально воспринимали себя и окружающий мир как единое
целое, не нарушая, как бы мы сегодня сказали, окружающую среду, гармонично
вписывая свои вполне утилитарные постройки в природу.
Контраст с современным городом - к
сожалению, как правило, эклектично разделенным на бесконечное множество
зачастую взаимоисключающих пространственно-временных осколков, фрагментов,
секторов - очевиден. Большинство этих безликих холодных нагромождений не радуют
ни глаз, ни сердце, и не дают пищу здравому разуму. Даже
городской житель инстинктивно старается не задерживаться рядом с такими
бездушными каменными идолами и пройдет мимо как можно скорее.
Именно
поэтому особо радостно там, где удалось сохранить пространственную гармонию
культурного наследия иных времен в жизни современной. И такие жемчужины ваяния
и зодчества также по счастливому стечению обстоятельств в наших городах еще
встречаются.
Итак,
Екатеринбург… Год рождения: 1723. Численность населения – почти 1,5 млн.
жителей. Город Петра и Екатерины, плотинка, Де Генин, Татищев, Санкт-Петербург
и саксонский Дрезден… - именно такой ассоциативный ряд возникает при упоминании имени нашего города лично у меня.
Ныне, с пространственной точки
зрения, город занимает площадь в 490,6 кв.км. В нем насчитывается 1200 улиц[1], 28
площадей, 28,6 тыс. жилых зданий и сооружений[2].
Как муниципальная административно -
территориальная единица он поделен на 7 районов.
С точки зрения временнóй, в
Екатеринбурге на данный период действуют 13 музеев, 16 ВУЗов, 10
государственных архивов, 33 выставочные организации, 59 библиотек, 16 театров,
3 102 научных учреждения и организации (предприятия), 790 организаций культуры
и искусства[3],
обеспечивая тем самым прямой общественный культурно-исторический диалог со
временем.
В соответствии с Законом "Об
охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.02.78 (в
ред.1985 г.) и Постановлением Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.90 г.,
коллегии Госстроя РСФСР №3 от 28.02.90 г. и президиума Центрального совета ВООПИиК №12(162) от
16.02.90 г. "Об утверждении нового Списка исторических населенных мест
РСФСР" от 28.02.90 г. город Свердловск – ныне Екатеринбург – включен в
число исторических населенных мест России.
Всего в России в настоящее время
насчитывается 115 городов, имеющих право называть себя историческими.
Город Екатеринбург по сравнению со
своими тринадцатью братьями и сестрами, составляющими семью исторических
городов Свердловской области (это Алапаевск, Верхотурье, Ирбит,
Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск, Невьянск, Нижний Тагил, Верхняя и
Нижняя Салда, Нижние Серги, Полевской и Туринск), несомненно, заметно
выделяется среди них как по размерам, численности населения, так и по
внутреннему достоинству, отраженному в его историко-культурном облике.
Особый статус города Екатеринбурга
также определяется его ведущей ролью и незаменимым участием в культурной,
общественно-политической и экономической жизни Свердловской области, Урала и
России в целом.
Будучи
неформально столицей Среднего Урала, с государственно-правовой точки зрения положение города определяется как его
статусом областного административного центра, так и статусом муниципального
образования.
Согласно Уставу Свердловской области
статус города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области
установлен Законом от 12 ноября 1997 года N 63-ОЗ “О статусе административного
центра Свердловской области”.
Статус
города Екатеринбурга как муниципально-административного образования
определяется прежде всего Уставом города Екатеринбурга (принят городской Думой 16.10.95 г. в
редакции Решения Городской Думы N 61/7 от 27.04.99 г.).
В отличие
от столичных мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга – Екатеринбург не является
субъектом Федерации и этим обстоятельством во многом юридически порождена
проблема противостояния официальных властей Свердловской области и города
Екатеринбурга, отстаивающих - каждая сторона – свои, в значительной степени
построенные на противопоставлении экономические и политические интересы.
Сразу необходимо отметить, что
регулирование правового статуса крупных градостроительных и территориальных
образований, являющихся объектами культурного наследия, в том числе и
проблематика исторических городов является одним из слабых звеньев в
действующем законодательстве. Достаточно сказать, что на федеральном уровне на
сегодняшний период не существует ни одного законодательного нормативного акта,
регулирующего общественные отношения в названной сфере, законодательно не
определены базовые термины “историческое поселение”, “исторический город” и не установлены
критерии отнесения населенных пунктов к указанным категориям.
Подзаконная нормативная база этой
сферы культуры, создававшаяся в 70-х - конце 80-х годов уже явно не
соответствует новым требованиям. Ее развитие на официальном федеральном уровне
в настоящий момент практически заморожено.
Одним из основных инструментов в
системе правовой охраны недвижимых памятников культурного наследия и
культурного достояния является система охранного зонирования.
Исходя из анализа действующего
законодательства можно выделить шесть видов охранного зонирования недвижимых
памятников культурного наследия и культурного достояния:
архитектурно-градостроительное, историческое, археологическое, пространственное
или культурно-ландшафтное, художественное и комплексное, которые основаны на
типологической принадлежности того или иного конкретного памятника к
определенному виду. Комплексное зонирование объединяет в себе два и более
типологических подхода и является наиболее точным, полным и целостным.
В соответствии со ст.33 Закона об
охране памятников
Порядок установления зон охраны
памятников культуры установлен в ст.34 Закона об охране и использовании
памятников истории и культуры
При этом режим содержания и
использования зон охраны определяется государственными органами охраны
памятников (параграф 30 Положения об охране и использовании памятников истории
и культуры, утв. Постановлением Совета министров СССР от 16.09.82 №865).
Наряду с
крупномасштабным памятникоохранным зонированием – в рамках города и (или)
региона в целом действующим законодательством предусматривается и пообъектное
зонирование, направленное на учет интересов охраны конкретного памятника в
связи с его конкретным хозяйственно-экономическим использованием. Оно в большей
степени ориентировано на непосредственного собственника или пользователя
памятника.
На территории зон охраны памятников
установлен особый правовой режим их использования и содержания.
Главным элементом этого особого
правового режима является запрещение производства любых земляных, строительных
и других работ, а также запрет любой хозяйственной деятельности без разрешения
соответствующих органов охраны памятников (ст. 35 Закона 1978г., параграф 32
Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв.
Постановлением Совета министров СССР от 16.09.82 №865, пункт 1.5 Инструкции
Минкультуры СССР
Все
остальные виды зонирования, предусмотренные иными отраслями действующего
законодательства, (это – градостроительное, земельное, лесное, природоохранное
зонирование и зонирование недр) де юре основываются на
памятникоохранном зонировании. На деле, однако, это происходит далеко не
всегда.
Решением Свердловского
Облисполкома "О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования
памятников истории и культуры" от 25.11.88 г. № 446 утверждена Схема
временных зон охраны памятников истории и культуры центральной части
г.Свердловска.
На настоящий период эта
схема является единственно действующей с правовой точки зрения схемой
памятникоохранного зонирования на территории г.Екатеринбурга, утвержденной в
установленном порядке и подлежащей строгому соблюдению всеми юридическими и
физическими лицами, предпринимающими какие-либо общественные работы на
территории города.
Как правило, даже из
специалистов мало кто видел эту карту-документ, которым должны
руководствоваться все без исключения предприятия, организации и граждане,
проводя любые работы на территории Екатеринбурга. Простые горожане и подавно
ничего не знают о нем. Отсюда следует, что давно уже назрела необходимость
популяризации памятникоохранного зонирования на территории города - издания
доступного атласа-схемы и включения ее в сеть интернет.
В 1993 году
НПЦ по охране памятников Свердловской области разработана “Схема локального
охранного зонирования”.
В отношении
пообъектного памятникоохранного зонирования ситуация в городе Екатеринбурге
выглядит более, чем печально. Из 455 памятников, включающих в себя 691 объект и
находящихся под государственной охраной, на территории города проекты охранного
зонирования имеют всего 27 памятников.
Таким
образом, памятникоохранное зонирование в г.Екатеринбурге по состоянию на ноябрь
Порядок согласования проведения общественных и
частных работ
Согласно ст.42 Закона об охране
памятников
Проекты строительных, мелиоративных,
дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами
охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников
истории и культуры ”.
Указанные
мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение
строительных, мелиоративных, дорожных и других работ (пункт 40 Положения об охране и использовании
памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совета Министров СССР от
16.09.1982 г. №865).
Необходимо
презюмировать, что любые работы могут создавать опасность для памятников, а
оценку ее наличия и степени такой опасности могут определить только
компетентные специалисты органов охраны памятников.
Аналогичный порядок согласования при
проведении общественных работ закреплен и в областном законодательстве
Свердловской области.
В частности, пункт 6.2. Решения
Исполкома Свердловского областного совета народных депутатов №446 от 25.11.88
г. предписывает “ не допускать без согласования с государственными органами
охраны памятников проведение каких-либо работ на зданиях-памятниках, изменение
характера их использования и режима содержания, смены арендаторов или
владельцев памятников, а также отводов земельных участков под хозяйственное или
иное использование в пределах территорий, занятых памятниками, или в
непосредственной близости от них ”.
Пункт 6.3. настоящего решения также
императивно гласит: “не допускать проведения строительных, мелиоративных,
дорожных и других земляных работ в сельской местности, пригородных зонах, на
торфяниках, по берегам озер и рек без предварительного археологического
обследования территории”.
Таким образом, из вышеизложенного
следует, что порядок обязательного согласования любых потенциально опасных для
памятников истории и культуры работ с государственными органами охраны
памятников согласно действующему законодательству носит абсолютный характер. Он
ничем не ограничен во времени и пространстве, всеобщ с точки зрения
посубъектной направленности – действует в отношении всех юридических и
физических лиц до единого и распространяется на всю территорию города
Екатеринбурга без изъятий.
Никакие разрешения Министерства
строительства и архитектуры Свердловской области, областной и городской
инспекций госархстройнадзора или других государственных и муниципальных органов
и структур не могут заменить
специального согласования государственных органов охраны памятников, более того
– такие разрешения не могут считаться легитимными без соответствующего согласования
НПЦ по охране памятников или Минкультуры Свердловской области.
Однако
описанный выше порядок на практике не соблюдается.
Правовой режим участков исторического и культурного слоя
древних населенных пунктов
На федеральном
законодательном уровне проблематика установления правового режима участков
исторического и культурного слоя древних населенных пунктов в настоящий период
не решена.
Несмотря на то, что положения
указанных выше федеральных и областных нормативно-правовых источников позволяют, хотя бы теоретически - на
нормативном уровне - оградить неприкосновенность не подлежащего восполнению
(будучи однажды разрушенным, его уже никогда не восстановить) культурного слоя,
на городском уровне в настоящее время – насколько нам известно – нет ни одного
аналогичного акта или хотя бы ссылок на руководящее действующее
законодательство.
Если учесть, что нарушения
законодательства об охране памятников истории и культуры в г.Екатеринбурге в
разрезе согласования работ, охранного зонирования и археологии - к сожалению, перманентный процесс, то этот
нормативно-правовой изъян приводит к возникновению дополнительных проблем и
рисков, число которых постоянно растет.
Среди
недостатков действующего законодательства об охране памятников истории и
культуры применительно к г.Екатеринбургу следует также иметь ввиду отсутствие
на данный период специального нормативного акта областного и (или)
муниципального уровня, посвященного закреплению действующего правового режима
проведения общественных и частных работ в отношении памятников археологии
непосредственно на территории города Екатеринбурга.
Национальный опыт
31 мая 1970 года
Государственным комитетом Совета министров РСФСР по делам строительства и
коллегией Министерства культуры РСФСР было принято Постановление №36 “Об
утверждении списка городов и других населенных мест РСФСР, имеющих
архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся
памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и
древний культурный слой земли, представляющие археологическую и историческую
ценность”.
Этим документом
закреплялись правовые основы охраны исторических населенных мест в Российской
Федерации.
Через 20 лет за ним
последовало Постановление Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.90 г., коллегии
Госстроя РСФСР №3 от 28.02.90 г. и президиума
Центрального совета ВООПИиК №12(162) от 16.02.90 г. "Об утверждении
нового Списка исторических населенных мест РСФСР" от 28.02.90 г., которое
дополнило первое и стало фундаментом тогдашней республиканской программы
комплексной реконструкции исторических городов, рабочих поселков и сельских
населенных пунктов, а также районов исторической застройки.
С 1994 года в России
реализуется государственная программа “Возрождение, строительство,
реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России”, разработанная на основании постановления
Правительства РФ №1076 от 23.10.93 г.[4]
Настоящая программа предусматривает
проведение комплексных мероприятий по возрождению, строительству, реконструкции
и реставрации памятников культурного наследия в 26 исторических малых и средних
городах России с населением до 150 тысяч
человек.
Финансирование программы
осуществляется по комбинированной схеме: как из федерального бюджета и бюджетов
соответствующих субъектов Федерации, так и из местных бюджетов и из
внебюджетных источников и рассчитано на 1996-2000гг.
Федеральное финансирование
осуществляется на основе ежегодных бюджетных заявок Минстроя России в
Минэкономики России под конкретные инвестиционные проекты. При этом функции
заказчика Программы “Возрождение” возложены на ГУ“ Объединенная дирекция
Минстроя России”.
В настоящую программу включены три
исторических города Уральского региона. Это города Кудымкар Коми-пермяцкого
автономного округа, Соликамск Пермской области и Ялуторовск Тюменской области.
К
сожалению, в данный период времени в эту федеральную программу не вошел ни один
малый исторический город Свердловской области.
Основным научно-исследовательским
центром комплексно занимающимся проблематикой исторических поселений в России
является Институт реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН, г.Москва). К его
пилотным разработкам относятся:
- примерный Статут
исторического города (1994),
- примерные Правила
градостроительной деятельности в историческом городе (1994),
- Положение об исторических центрах
(частях) городов Торжка и Пушкина,
- Положение об особом
статусе Китай-города в Москве,
- Закон Тюменской области об
историческом городе Ялуторовск.
В последнее
время этот Институт вплотную занимается популяризацией и внедрением в России датской системы оценки
градостроительной среды InterSAVE (“Обзор архитектурных ценностей в окружающей
среде”), которая была успешно опробована в Ирландии, Германии, Польше,
использовалась и доказала свою эффективность при оценке последствий военных
разрушений в Боснии и Герцеговине. Сейчас работа по такой системе активно
проводится в прибалтийских странах: в сотрудничестве с местными архитекторами
завершается подготовка атласов эстонских муниципалитетов Курессааре и Раквере,
разворачивается работа по оценке застройки в Вильнюсе и Юрмале.
Институт
готов начать сотрудничество с любым российским городом, власти которого хотели
бы поддержать и профинансировать внедрение такой системы у себя на территории.
С целью
объединения усилий отдельных исторических поселений, защиты их интересов и
совместного решения проблем, стоящих перед историческими городами России в
настоящий период в нашей стране созданы и действуют Российская Ассоциация
возрождения и развития исторических малых и средних городов “Регион”, а также
Союз малых городов России (Казань, 1999), следующий форум которого
запланировано провести в Москве в
Международный опыт
ЮНЕСКО
Вопросы проблематики комплексного
сохранения культурных ценностей в исторических
городах занимают значительное место в деятельности Организации Объединенных
Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), являющейся
институциональным стержнем межгосударственной системы международной охраны
памятников культурного наследия человечества.
Среди основных документов, относящихся к
урегулированию правового режима
общественных работ в исторических городах и принятых этой авторитетной
международной организацией нужно назвать, прежде всего, Рекомендацию о сохранении
и современной роли исторических ансамблей от 26 ноября
В настоящий период ЮНЕСКО и
Всемирный банк осуществляют программу
реконструкции и реставрации
исторического центра Санкт-Петербурга, как объекта внесенного в Список
всемирного культурного и природного наследия. Это первый проект такого уровня в
России и, будем надеяться, его пример станет не редкостью в России.
Хотя, в
настоящее время еще ни один исторический город и даже ни один памятник, находящийся на территории
Свердловской области, не внесены в Списки всемирного культурного наследия, с
перспективой такого развития в стратегическом плане необходимо считаться.
Организация городов всемирного
наследия
В 1993 году создана Организация
городов всемирного наследия (Organization of World Heritage Cities - OWHC), призванная комплексно решать
вопросы сохранения исторических городов, относящихся к культурному наследию
человечества и включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в
соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного
наследия 1972 года.
Штаб-квартира организации находится
в Квебеке (Канада), где в июле 1991 года проходил Первый международный
симпозиум городов всемирного культурного наследия.
Ныне Организация городов всемирного
наследия обладает общепризнанным международным статусом. Она является
членом-наблюдателем Комитета по культурному наследию Совета Европы, а также
международной неправительственной организацией со специальным консультативным
статусом при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций.
6 сентября 1997 года между ЮНЕСКО и этой организацией заключено Соглашение об
ассоциации.
В 1997 году в 4-ом международном
симпозиуме в Эвора (Португалия) принимало участие более 500 участников.
Хотя
конвенция 1972 года не содержит определения “город всемирного наследия (world heritage city)”, Организация городов всемирного
наследия признает таковым любой город, в котором находится культурная ценность,
включенная в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и фигурирующая в
Списке городов всемирного наследия, публикуемом Генеральным секретариатом
организации каждый год.
В настоящий период по состоянию на ноябрь 2000
года к ним относятся 165 городов из 67 государств мира, в том числе и пять российских городов. Это
Москва, Новгород, Санкт-Петербург, Казань и Суздаль. Два последние - обладают
статусом наблюдателей.
ИКОМОС
Проблематикой
сохранения исторических населенных пунктов занимается также Международный совет
по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), учрежденный в 1965
году.
Ныне ИКОМОС
имеет национальные комитеты в более, чем 107 странах мира (в том числе, и в
России), и является главным консультативным партнером ЮНЕСКО по вопросам,
связанным с сохранением всемирного культурного наследия.
Через свои международные научные
комитеты (сейчас их насчитывается 21), состоящие из специалистов-экспертов по
всему миру, ИКОМОС стремится создать международные стандарты по сохранению,
реставрации и менеджменту окружающей культурной среды.
В 1987 году
в Вашингтоне Генеральной Ассамблеей этой международной неправительственной организацией принята
Международная хартия по охране исторических городов, известная еще как
Вашингтонская хартия, а несколько ранее на симпозиумах ИКОМОС приняты Резолюция
о консервации малых исторических городов (1975) и Тлакскальская декларация о
возрождении малых поселений (1982).
Вышеуказанные
акты устанавливают основные принципы и цели, методы и средства охраны
исторических городов и малых исторических поселений.
Так, в
преамбуле Вашингтонской хартии 1987 года под охраной исторических городов и
городских территорий (historic towns and urban areas) понимаются меры, необходимые для
их защиты, сохранения и реставрации, а также для их непрерывного развития и
гармонической адаптации к современной жизни (пункт 5 преамбулы – перевод мой
(авт.).
Одним из
основных принципов охраны исторических городов и их территорий настоящая хартия
выделяет принцип ее включения в качестве составной части последовательной
политики экономического и социального развития и ее учета в проектах городского
и регионального градостроительного планирования на всех уровнях (пункт 1
преамбулы – перевод мой (авт.).
СОВЕТ
ЕВРОПЫ
Европейская Ассоциация исторических городов и
регионов
В рамках Совета Европы 8 октября
На конференции избраны Президент
Ассоциации - Луи Ропп (Бельгия), два вице-президента, один из которых является
представителем России (Камиль Исхаков), а также приняты решения о конституции
Ассоциации, ее составе, администрации и финансировании, а также выбрано Бюро.
Штаб-квартира Ассоциации расположена в г.Норвич (Великобритания).
Несколько
слов о законодательстве Совета Европы по сохранению архитектурного культурного
наследия
По предварительным оценкам, в данной сфере в настоящее время
насчитывается около 25 нормативных актов.[5]
Обращаясь к опыту международного
европейского нормотворчества, в новом законодательстве России нужно обязательно
учесть принципы и нормы, закреплённые, в частности, в Резолюции №(76) 28 “О
приведении законодательной и нормативной базы в соответствие с требованиями
комплексного сохранения архитектурного наследия”, принятой Комитетом министров
Совета Европы 14 апреля
В разделе II вышеуказанного международного
нормативного источника изложены принципы политики комплексного сохранения
архитектурного наследия:
Комплексное сохранение недвижимого
культурного наследия является одним из фундаментальных составляющих
благоустройства территории и урбанизации.
Комплексное сохранение недвижимого культурного наследия
страны касается, в первую очередь, её граждан.
Власти, как на национальном, так и
на региональном и местном уровнях, несут особую ответственность за комплексное
сохранение недвижимого культурного наследия .
Чтобы внедрить новую политику
комплексного сохранения, правительственные власти должны пересмотреть не только
весь комплекс законодательных и нормативных актов, касающихся защиты
недвижимого культурного наследия, но также некоторые положения
законодательства, касающиеся благоустройства территории, урбанизации, жилищного
фонда и следить за координацией положений этих различных законов, чтобы они
себя взаимно дополняли и гармонировали между собой (разд.III вышеупомянутой Резолюции
№(76) 28).
Некоторые выводы, рекомендации и
перспективы
Если мы любим свой город, стремимся
развивать и сохранять его уникальную культурную неповторимость, его культурное
разнообразие, то мы не должны допустить грозящую ему ныне потерю внутреннего и
внешнего облика и образа через антикультурное обезличиние, потерю смысла и пути
пространственно-временного совершенствования города и его жителя.
Для достижения этих целей, опираясь
на сознание незаменимой ценности культурного наследия, носящего по своей сути
невосполнимый характер, как основы настоящего и будущего развития, в сфере
архитектуры можно и должно:
- точно
и четко соблюдать действующее законодательство об охране памятников и, прежде
всего, процедуру согласования общественных и частных работ на территории города;
- пересмотреть и привести региональное и местное
законодательство в соответствие с международными стандартами, учитывая
специфику самого города и области в целом;
- делая упор на повышение эффективности государственной и
муниципальной политики и управления в рассматриваемой сфере, более активно
взаимодейстовать всем заинтересованным лицам и структурам, включая частный
сектор и жителей города;
- начать и разносторонне развивать комплексную подготовку
учащихся, студентов - будущих специалистов, тех, кто будет жить и работать в
этой сфере в новом тысячелетии в Эпоху информации и информационных технологий,
не теряя понимания его космо-гуманитарной сути.
Международное сотрудничество в сфере
культуры и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) на местном и региональном уровне по существу носит наиболее
постоянный характер, поскольку в меньшей степени зависит от обманчивой
сиюминутной политической и экономической конъюнктуры, царящей, как правило, в
иных сферах международного сотрудничества.
Учитывая
активную работу различных структур, в частности, Совета Европы по ряду проектов
в регионах России, в том числе, и в Свердловской области (открытие в
Екатеринбурге при Государственной юридической академии Информационного центра
Совета Европы, уникальная программа помощи подросткам групп риска – STAART и др.), возможное сотрудничество
между Советом Европы и Свердловской областью по ряду региональных программ в
сфере культуры и сохранения культурного наследия может быть отнесено к одному
из наиболее перспективных.
В настоящий период это сотрудничество носит
крайне фрагментарный и непоследовательный характер из-за отсутствия должного
понимания и внимания к его стратегической важности и перспективности со стороны
руководства области, г.Екатеринбурга и других муниципальных образований, а
также вследствие инерции замкнутых на узком круге лиц и структур, действовавших в области в сфере
международного сотрудничества до последнего времени.
Успешность интеграции города Екатеринбурга
как пространственно-временной единицы, как муниципального образования и
административного центра Свердловской области в единое культурное пространство
по линии этой авторитетной европейской международной организации будет во
многом зависеть от встречной готовности, инициативы официальных властей и
жителей в данной сфере.
В настоящем 2001 году в рамках
Совета Европы планируется начать национальные программы по созданию единой базы
данных в сети интернет в государствах восточной Европы и России.
Одним из ведущих проектов в
краткосрочном будущем может также стать Кампания 2002 год – год Европейского
промышленного и технического наследия.
Правовой основой развития этого
направления международного сотрудничества на сегодняшнем этапе может явиться
Областной закон “О международных и межрегиональных договорах (соглашениях)
Свердловской области №25-ОЗ от 16.07.1998 г.”, создающий правовой каркас
взаимодействия Свердловской области с национальными зарубежными и
международными структурами, обладающими правосубъектностью и должными
возможностями в сфере международного культурного сотрудничества.
Учитывая общемировые тенденции развития, роль
негосударственных - общественных некоммерческих организаций и предприятий в
культурном секторе, а также прямого неформального культурного сотрудничества
жителей разных государств будут также
усиливаться.
С.Н.
Молчанов
Информационно-аналитический
центр
НПЦ по охране
памятников культуры
Свердловской области
эл.сайт: (служ.) http://www.patrimony.ru
(личн.) http://smolchanov.narod.ru
эл.почта:(служ.) heritage@etel.ru
© Сергей Молчанов.
2000 - 2005.
[2] по данным Екатеринбургского межрайонного отдела государственной статистики, в границах городской черты, без учета пяти поселков, входящих в муниципальное образование.
[3] согласно данным на
1.01.2002 г. Екатеринбургского межрайонного отдела государственной статистики.
[4] Полное название данного Постановления - "О разработке и реализации государственной программы" Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых м средних городов России".
В развитие положений натоящего постановления приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 8.06.1996г. №662, Приказ Минстроя РФ от 27.06.1996 г. №17-85.
[5] см., в частности, Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия / Научн.-производств. Центр по охране памятников Свердл.обл. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001 – 520 с. ISBN 5-7851-0347-8