О правовом статусе исторического города Екатеринбурга

и правовом режиме общественных и частных (градостроительных, земельных, предпроектных, проектных и других)  работ на его территории

 

 

План (тезисы)

 

 

Предисловие

1.      Исторический город Екатеринбург

- правовой статус города как областного центра и муниципального образования

 

2.      Правовой статус исторического города в действующем законодательстве на примере Екатеринбурга

 

2.1. Система охранного зонирования памятников истории и культуры согласно специальному законодательству Российской Федерации об охране памятников культуры

-          архитектурно-градостроительное

-          историческое

-          археологическое

-          пространственное или культурно-ландшафтное

-          художественное

-          комплексное

 

            2.2.  Охранное зонирование в Екатеринбурге

             

            2.3. Порядок согласования работ

 

            - Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Архстройнадзор, НПЦ по охране памятников культуры Свердловской области

 

- нарушения законодательства об охране памятников в г.Екатеринбурге в разрезе согласования работ, охранного зонирования и археологии

 

3.      Правовой режим участков исторического и культурного слоя древних населенных пунктов

 

4.      Национальный опыт

 

5.      Международный опыт

5.1.           ЮНЕСКО

-          рекомендация об общественных работах 1968 г.

-          рекомендация 1976 г.

5.2.           Организация городов всемирного наследия 

5.3.           ИКОМОС

5.4.           Ассоциация исторических городов в рамках Совета Европы

5.5.           Несколько слов о законодательстве Совета Европы по сохранению архитектурного культурного наследия городов 

 

6.        Некоторые выводы, рекомендации и перспективы

 

 

Доклад

Предисловие

Издавна лучшие представители человечества разных времен и цивилизаций мечтали о создании идеального города как места для счастливой земной жизни,  как прообраза, уменьшенной модели идеального общества.

Платон, Томазо Кампанелла, Томас Мор и многие другие, обращали свой мысленный взор к своему городу Солнца.

В наши дни, обращаясь к опыту древних, поражают  изначальная цельность и целостность мироощущения и миропонимания их создателей и жителей, воплощенные в недвижимых памятниках градостроительства.

Аркаим на южном Урале, Макчу Пичу в южной Америке, Ангкор-Ват в юго-восточной Азии - ярчайшие тому примеры. Жители этих древних поселений изначально воспринимали себя и окружающий мир как единое целое, не нарушая, как бы мы сегодня сказали, окружающую среду, гармонично вписывая свои вполне утилитарные постройки в природу.

Контраст с современным городом - к сожалению, как правило, эклектично разделенным на бесконечное множество зачастую взаимоисключающих пространственно-временных осколков, фрагментов, секторов - очевиден. Большинство этих безликих холодных нагромождений не радуют

ни глаз, ни сердце, и не дают пищу здравому разуму. Даже городской житель инстинктивно старается не задерживаться рядом с такими бездушными каменными идолами и пройдет мимо как можно скорее.

            Именно поэтому особо радостно там, где удалось сохранить пространственную гармонию культурного наследия иных времен в жизни современной. И такие жемчужины ваяния и зодчества также по счастливому стечению обстоятельств в наших городах еще встречаются.     

 

            Итак, Екатеринбург… Год рождения: 1723. Численность населения – почти 1,5 млн. жителей. Город Петра и Екатерины, плотинка, Де Генин, Татищев, Санкт-Петербург и саксонский Дрезден… - именно такой ассоциативный ряд возникает при  упоминании имени нашего города лично у меня.

Ныне, с пространственной точки зрения, город занимает площадь в 490,6 кв.км. В нем насчитывается  1200 улиц[1], 28 площадей, 28,6 тыс. жилых зданий и сооружений[2].

Как муниципальная административно - территориальная единица он поделен на 7 районов.

С точки зрения временнóй, в Екатеринбурге на данный период действуют 13 музеев, 16 ВУЗов, 10 государственных архивов, 33 выставочные организации, 59 библиотек, 16 театров, 3 102 научных учреждения и организации (предприятия), 790 организаций культуры и искусства[3], обеспечивая тем самым прямой общественный культурно-исторический диалог со временем.

 

Исторический город Екатеринбург

В соответствии с Законом "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.02.78 (в ред.1985 г.) и Постановлением Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.90 г., коллегии Госстроя РСФСР №3 от 28.02.90 г. и президиума  Центрального совета ВООПИиК №12(162) от 16.02.90 г. "Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР" от 28.02.90 г. город Свердловск – ныне Екатеринбург – включен в число исторических населенных мест России.

Всего в России в настоящее время насчитывается 115 городов, имеющих право называть себя историческими.

Город Екатеринбург по сравнению со своими тринадцатью братьями и сестрами, составляющими семью исторических городов Свердловской области (это Алапаевск, Верхотурье, Ирбит, Каменск-Уральский, Камышлов, Красноуфимск, Невьянск, Нижний Тагил, Верхняя и Нижняя Салда, Нижние Серги, Полевской и Туринск), несомненно, заметно выделяется среди них как по размерам, численности населения, так и по внутреннему достоинству, отраженному в его историко-культурном облике.

Особый статус города Екатеринбурга также определяется его ведущей ролью и незаменимым участием в культурной, общественно-политической и экономической жизни Свердловской области, Урала и России в целом.

            Будучи неформально столицей Среднего Урала, с государственно-правовой точки зрения  положение города определяется как его статусом областного административного центра, так и статусом муниципального образования.

Согласно Уставу Свердловской области статус города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области установлен Законом от 12 ноября 1997 года N 63-ОЗ “О статусе административного центра Свердловской области”.

            Статус города Екатеринбурга как муниципально-административного образования определяется прежде всего Уставом города Екатеринбурга (принят городской Думой 16.10.95 г. в редакции Решения Городской Думы N 61/7 от 27.04.99 г.).

             В отличие от столичных мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга – Екатеринбург не является субъектом Федерации и этим обстоятельством во многом юридически порождена проблема противостояния официальных властей Свердловской области и города Екатеринбурга, отстаивающих - каждая сторона – свои, в значительной степени построенные на противопоставлении экономические и политические интересы.

 

Сразу необходимо отметить, что регулирование правового статуса крупных градостроительных и территориальных образований, являющихся объектами культурного наследия, в том числе и проблематика исторических городов является одним из слабых звеньев в действующем законодательстве. Достаточно сказать, что на федеральном уровне на сегодняшний период не существует ни одного законодательного нормативного акта, регулирующего общественные отношения в названной сфере, законодательно не определены базовые термины “историческое поселение”, “исторический город” и не установлены критерии отнесения населенных пунктов к указанным категориям.

Подзаконная нормативная база этой сферы культуры, создававшаяся в 70-х - конце 80-х годов уже явно не соответствует новым требованиям. Ее развитие на официальном федеральном уровне в настоящий момент практически заморожено.

 

Система охранного зонирования памятников

Одним из основных инструментов в системе правовой охраны недвижимых памятников культурного наследия и культурного достояния является система охранного зонирования.

Исходя из анализа действующего законодательства можно выделить шесть видов охранного зонирования недвижимых памятников культурного наследия и культурного достояния: архитектурно-градостроительное, историческое, археологическое, пространственное или культурно-ландшафтное, художественное и комплексное, которые основаны на типологической принадлежности того или иного конкретного памятника к определенному виду. Комплексное зонирование объединяет в себе два и более типологических подхода и является наиболее точным, полным и целостным.

 

В соответствии со ст.33 Закона об охране памятников 1978 г. и Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 г. № 33 в целях  обеспечения комплексной охраны недвижимых памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства вокруг них устанавливаются три вида зон охраны: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта.

Порядок установления зон охраны памятников культуры установлен в ст.34 Закона об охране и использовании памятников истории и культуры 1978 г., а также в гл.5 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, утв. Приказом Минкультуры СССР №33 от 24.01.86 г. и предусматривает принятие решений органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Минкультуры России и ВООПИиК как для памятников федерального, так и для памятников местного значения.

При этом режим содержания и использования зон охраны определяется государственными органами охраны памятников (параграф 30 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совета министров СССР от 16.09.82 №865).

 

            Наряду с крупномасштабным памятникоохранным зонированием – в рамках города и (или) региона в целом действующим законодательством предусматривается и пообъектное зонирование, направленное на учет интересов охраны конкретного памятника в связи с его конкретным хозяйственно-экономическим использованием. Оно в большей степени ориентировано на непосредственного собственника или пользователя памятника.

 

На территории зон охраны памятников установлен особый правовой режим их использования и содержания.

Главным элементом этого особого правового режима является запрещение производства любых земляных, строительных и других работ, а также запрет любой хозяйственной деятельности без разрешения соответствующих органов охраны памятников (ст. 35 Закона 1978г., параграф 32 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совета министров СССР от 16.09.82 №865, пункт 1.5 Инструкции Минкультуры СССР 1986 г.).

            Все остальные виды зонирования, предусмотренные иными отраслями действующего законодательства, (это – градостроительное, земельное, лесное, природоохранное зонирование и зонирование недр) де юре основываются  на   памятникоохранном зонировании. На деле, однако, это происходит далеко не всегда.

 

Памятникоохранное зонирование в г. Екатеринбурге

Решением Свердловского Облисполкома "О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры" от 25.11.88 г. № 446 утверждена Схема временных зон охраны памятников истории и культуры центральной части г.Свердловска.

На настоящий период эта схема является единственно действующей с правовой точки зрения схемой памятникоохранного зонирования на территории г.Екатеринбурга, утвержденной в установленном порядке и подлежащей строгому соблюдению всеми юридическими и физическими лицами, предпринимающими какие-либо общественные работы на территории города.

Как правило, даже из специалистов мало кто видел эту карту-документ, которым должны руководствоваться все без исключения предприятия, организации и граждане, проводя любые работы на территории Екатеринбурга. Простые горожане и подавно ничего не знают о нем. Отсюда следует, что давно уже назрела необходимость популяризации памятникоохранного зонирования на территории города - издания доступного атласа-схемы и включения ее в сеть интернет.

            В 1993 году НПЦ по охране памятников Свердловской области разработана “Схема локального охранного зонирования”.

 

            В отношении пообъектного памятникоохранного зонирования ситуация в городе Екатеринбурге выглядит более, чем печально. Из 455 памятников, включающих в себя 691 объект и находящихся под государственной охраной, на территории города проекты охранного зонирования имеют всего 27 памятников.

            Таким образом, памятникоохранное зонирование в г.Екатеринбурге по состоянию на ноябрь 2000 г. проведено на 6 процентов. Необходимо констатировать, что  такое плачевное положение складывалось не сразу, но является результатом неполного составления учетных документов при постановке на государственную охрану в течение последних десятилетий, будучи опасной практикой, сложившейся еще во времена социалистического прошлого, которую нужно  преодолеть усилиями всех заинтересованных сторон.

 

Порядок согласования проведения общественных и частных работ

Согласно ст.42 Закона об охране памятников 1978 г. “строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников  истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны  памятников  и  после  осуществления  мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.

          Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия,     обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры ”.

            Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ (пункт 40  Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. №865).

            Необходимо презюмировать, что любые работы могут создавать опасность для памятников, а оценку ее наличия и степени такой опасности могут определить только компетентные специалисты органов охраны памятников.

 

Аналогичный порядок согласования при проведении общественных работ закреплен и в областном законодательстве Свердловской области.

В частности, пункт 6.2. Решения Исполкома Свердловского областного совета народных депутатов №446 от 25.11.88 г. предписывает “ не допускать без согласования с государственными органами охраны памятников проведение каких-либо работ на зданиях-памятниках, изменение характера их использования и режима содержания, смены арендаторов или владельцев памятников, а также отводов земельных участков под хозяйственное или иное использование в пределах территорий, занятых памятниками, или в непосредственной близости от них ”.

Пункт 6.3. настоящего решения также императивно гласит: “не допускать проведения строительных, мелиоративных, дорожных и других земляных работ в сельской местности, пригородных зонах, на торфяниках, по берегам озер и рек без предварительного археологического обследования территории”.

 

            Таким образом, из вышеизложенного следует, что порядок обязательного согласования любых потенциально опасных для памятников истории и культуры работ с государственными органами охраны памятников согласно действующему законодательству носит абсолютный характер. Он ничем не ограничен во времени и пространстве, всеобщ с точки зрения посубъектной направленности – действует в отношении всех юридических и физических лиц до единого и распространяется на всю территорию города Екатеринбурга без изъятий.

 

Никакие разрешения Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, областной и городской инспекций госархстройнадзора или других государственных и муниципальных органов и структур не могут  заменить специального согласования государственных органов охраны памятников, более того – такие разрешения не могут считаться легитимными без соответствующего согласования НПЦ по охране памятников или Минкультуры Свердловской области.

            Однако описанный выше порядок на практике не соблюдается.

             

Правовой режим участков исторического и культурного слоя древних населенных пунктов

На федеральном законодательном уровне проблематика установления правового режима участков исторического и культурного слоя древних населенных пунктов в настоящий период не решена.

Несмотря на то, что положения указанных выше федеральных и областных нормативно-правовых источников  позволяют, хотя бы теоретически - на нормативном уровне - оградить неприкосновенность не подлежащего восполнению (будучи однажды разрушенным, его уже никогда не восстановить) культурного слоя, на городском уровне в настоящее время – насколько нам известно – нет ни одного аналогичного акта или хотя бы ссылок на руководящее действующее законодательство.

Если учесть, что нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры в г.Екатеринбурге в разрезе согласования работ, охранного зонирования и археологии -  к сожалению, перманентный процесс, то этот нормативно-правовой изъян приводит к возникновению дополнительных проблем и рисков, число которых постоянно растет.

            Среди недостатков действующего законодательства об охране памятников истории и культуры применительно к г.Екатеринбургу следует также иметь ввиду отсутствие на данный период специального нормативного акта областного и (или) муниципального уровня, посвященного закреплению действующего правового режима проведения общественных и частных работ в отношении памятников археологии непосредственно на территории города Екатеринбурга.

 

 

Национальный опыт

31 мая 1970 года Государственным комитетом Совета министров РСФСР по делам строительства и коллегией Министерства культуры РСФСР было принято Постановление №36 “Об утверждении списка городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющие археологическую и историческую ценность”.

Этим документом закреплялись правовые основы охраны исторических населенных мест в Российской Федерации.

Через 20 лет за ним последовало Постановление Министерства культуры РСФСР №12 от 19.02.90 г., коллегии Госстроя РСФСР №3 от 28.02.90 г. и президиума  Центрального совета ВООПИиК №12(162) от 16.02.90 г. "Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР" от 28.02.90 г., которое дополнило первое и стало фундаментом тогдашней республиканской программы комплексной реконструкции исторических городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов, а также районов исторической застройки.

 

С 1994 года в России реализуется государственная программа “Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России”,  разработанная на основании постановления Правительства  РФ №1076 от 23.10.93 г.[4]

Настоящая программа предусматривает проведение комплексных мероприятий по возрождению, строительству, реконструкции и реставрации памятников культурного наследия в 26 исторических малых и средних городах России с населением  до 150 тысяч человек.

Финансирование программы осуществляется по комбинированной схеме: как из федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов Федерации, так и из местных бюджетов и из внебюджетных источников и рассчитано на 1996-2000гг.

Федеральное финансирование осуществляется на основе ежегодных бюджетных заявок Минстроя России в Минэкономики России под конкретные инвестиционные проекты. При этом функции заказчика Программы “Возрождение” возложены на ГУ“ Объединенная дирекция Минстроя России”.

В настоящую программу включены три исторических города Уральского региона. Это города Кудымкар Коми-пермяцкого автономного округа, Соликамск Пермской области и Ялуторовск Тюменской области.

            К сожалению, в данный период времени в эту федеральную программу не вошел ни один малый исторический город Свердловской области.

 

Основным научно-исследовательским центром комплексно занимающимся проблематикой исторических поселений в России является Институт реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН, г.Москва). К его пилотным разработкам относятся:

- примерный Статут исторического города (1994),

- примерные Правила градостроительной деятельности в историческом городе (1994),

- Положение об исторических центрах (частях) городов Торжка и Пушкина,

- Положение об особом статусе Китай-города в Москве,

- Закон Тюменской области об историческом городе Ялуторовск.

 

            В последнее время этот Институт вплотную занимается популяризацией и внедрением  в России датской системы оценки градостроительной среды InterSAVE (“Обзор архитектурных ценностей в окружающей среде”), которая была успешно опробована в Ирландии, Германии, Польше, использовалась и доказала свою эффективность при оценке последствий военных разрушений в Боснии и Герцеговине. Сейчас работа по такой системе активно проводится в прибалтийских странах: в сотрудничестве с местными архитекторами завершается подготовка атласов эстонских муниципалитетов Курессааре и Раквере, разворачивается работа по оценке застройки в Вильнюсе и Юрмале.

            Институт готов начать сотрудничество с любым российским городом, власти которого хотели бы поддержать и профинансировать внедрение такой системы у себя на территории.

 

            С целью объединения усилий отдельных исторических поселений, защиты их интересов и совместного решения проблем, стоящих перед историческими городами России в настоящий период в нашей стране созданы и действуют Российская Ассоциация возрождения и развития исторических малых и средних городов “Регион”, а также Союз малых городов России (Казань, 1999), следующий форум которого запланировано провести в Москве в 2001 г.

 

Международный опыт

            ЮНЕСКО

Вопросы проблематики комплексного сохранения культурных ценностей  в исторических городах занимают значительное место в деятельности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), являющейся институциональным стержнем межгосударственной системы международной охраны памятников культурного наследия человечества.

Среди основных документов, относящихся к урегулированию правового режима  общественных работ в исторических городах и принятых этой авторитетной международной организацией нужно назвать, прежде всего, Рекомендацию о сохранении и современной роли исторических ансамблей от 26 ноября 1976 г., а также Рекомендацию о защите культурных ценностей, подвергшихся опасности в результате проведения общественных или частных работ от 19 ноября 1968 г.

В настоящий период ЮНЕСКО и Всемирный банк осуществляют  программу реконструкции  и реставрации исторического центра Санкт-Петербурга, как объекта внесенного в Список всемирного культурного и природного наследия. Это первый проект такого уровня в России и, будем надеяться, его пример станет не редкостью в России.

            Хотя, в настоящее время еще ни один исторический город и даже ни один  памятник, находящийся на территории Свердловской области, не внесены в Списки всемирного культурного наследия, с перспективой такого развития в стратегическом плане необходимо считаться.

 

            Организация городов всемирного наследия

В 1993 году создана Организация городов всемирного наследия (Organization of World Heritage Cities - OWHC), призванная комплексно решать вопросы сохранения исторических городов, относящихся к культурному наследию человечества и включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.

Штаб-квартира организации находится в Квебеке (Канада), где в июле 1991 года проходил Первый международный симпозиум городов всемирного культурного наследия.

Ныне Организация городов всемирного наследия обладает общепризнанным международным статусом. Она является членом-наблюдателем Комитета по культурному наследию Совета Европы, а также международной неправительственной организацией со специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций. 6 сентября 1997 года между ЮНЕСКО и этой организацией заключено Соглашение об ассоциации.

В 1997 году в 4-ом международном симпозиуме в Эвора (Португалия) принимало участие более 500 участников.

            Хотя конвенция 1972 года не содержит определения “город всемирного наследия (world heritage city)”, Организация городов всемирного наследия признает таковым любой город, в котором находится культурная ценность, включенная в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и фигурирующая в Списке городов всемирного наследия, публикуемом Генеральным секретариатом организации каждый год.

 В настоящий период по состоянию на ноябрь 2000 года к ним относятся 165 городов из 67 государств мира,  в том числе и пять российских городов. Это Москва, Новгород, Санкт-Петербург, Казань и Суздаль. Два последние - обладают статусом наблюдателей.

 

ИКОМОС

            Проблематикой сохранения исторических населенных пунктов занимается также Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), учрежденный в 1965 году.

            Ныне ИКОМОС имеет национальные комитеты в более, чем 107 странах мира (в том числе, и в России), и является главным консультативным партнером ЮНЕСКО по вопросам, связанным с сохранением всемирного культурного наследия.

Через свои международные научные комитеты (сейчас их насчитывается 21), состоящие из специалистов-экспертов по всему миру, ИКОМОС стремится создать международные стандарты по сохранению, реставрации и менеджменту окружающей культурной среды.

            В 1987 году в Вашингтоне Генеральной Ассамблеей этой международной  неправительственной организацией принята Международная хартия по охране исторических городов, известная еще как Вашингтонская хартия, а несколько ранее на симпозиумах ИКОМОС приняты Резолюция о консервации малых исторических городов (1975) и Тлакскальская декларация о возрождении малых поселений (1982).

            Вышеуказанные акты устанавливают основные принципы и цели, методы и средства охраны исторических городов и малых исторических поселений.

            Так, в преамбуле Вашингтонской хартии 1987 года под охраной исторических городов и городских территорий (historic towns and urban areas) понимаются меры, необходимые для их защиты, сохранения и реставрации, а также для их непрерывного развития и гармонической адаптации к современной жизни (пункт 5 преамбулы – перевод мой (авт.).

            Одним из основных принципов охраны исторических городов и их территорий настоящая хартия выделяет принцип ее включения в качестве составной части последовательной политики экономического и социального развития и ее учета в проектах городского и регионального градостроительного планирования на всех уровнях (пункт 1 преамбулы – перевод мой (авт.).

 

            СОВЕТ ЕВРОПЫ

 

Европейская Ассоциация исторических городов и регионов

            В рамках Совета Европы 8 октября 1999 г. в Страсбурге на конференции, организованной Конгрессом местных и региональных властей была создана Европейская Ассоциация исторических городов и регионов.

            На конференции избраны Президент Ассоциации - Луи Ропп (Бельгия), два вице-президента, один из которых является представителем России (Камиль Исхаков), а также приняты решения о конституции Ассоциации, ее составе, администрации и финансировании, а также выбрано Бюро. Штаб-квартира Ассоциации расположена в г.Норвич (Великобритания).

 

Несколько слов о законодательстве Совета Европы по сохранению архитектурного культурного наследия 

По предварительным оценкам, в данной сфере в настоящее время насчитывается около 25 нормативных актов.[5]

Обращаясь к опыту международного европейского нормотворчества, в новом законодательстве России нужно обязательно учесть принципы и нормы, закреплённые, в частности, в Резолюции №(76) 28 “О приведении законодательной и нормативной базы в соответствие с требованиями комплексного сохранения архитектурного наследия”, принятой Комитетом министров Совета Европы 14 апреля 1976 г.

В разделе II вышеуказанного международного нормативного источника изложены принципы политики комплексного сохранения архитектурного наследия:

Комплексное сохранение недвижимого культурного наследия является одним из фундаментальных составляющих благоустройства территории и урбанизации.

Комплексное сохранение недвижимого культурного наследия страны касается, в первую очередь, её граждан.

Власти, как на национальном, так и на региональном и местном уровнях, несут особую ответственность за комплексное сохранение недвижимого культурного наследия .

Чтобы внедрить новую политику комплексного сохранения, правительственные власти должны пересмотреть не только весь комплекс законодательных и нормативных актов, касающихся защиты недвижимого культурного наследия, но также некоторые положения законодательства, касающиеся благоустройства территории, урбанизации, жилищного фонда и следить за координацией положений этих различных законов, чтобы они себя взаимно дополняли и гармонировали между собой (разд.III вышеупомянутой Резолюции №(76) 28).

 

Некоторые выводы, рекомендации и перспективы

Если мы любим свой город, стремимся развивать и сохранять его уникальную культурную неповторимость, его культурное разнообразие, то мы не должны допустить грозящую ему ныне потерю внутреннего и внешнего облика и образа через антикультурное обезличиние, потерю смысла и пути пространственно-временного совершенствования города и его жителя.

Для достижения этих целей, опираясь на сознание незаменимой ценности культурного наследия, носящего по своей сути невосполнимый характер, как основы настоящего и будущего развития, в сфере архитектуры можно и должно:

 

- точно и четко соблюдать действующее законодательство об охране памятников и, прежде всего, процедуру согласования общественных и частных работ на территории города;

- пересмотреть и привести региональное и местное законодательство в соответствие с международными стандартами, учитывая специфику самого города и области в целом;

- делая упор на повышение эффективности государственной и муниципальной политики и управления в рассматриваемой сфере, более активно взаимодейстовать всем заинтересованным лицам и структурам, включая частный сектор и жителей города;

- начать и разносторонне развивать комплексную подготовку учащихся, студентов - будущих специалистов, тех, кто будет жить и работать в этой сфере в новом тысячелетии в Эпоху информации и информационных технологий, не теряя понимания его космо-гуманитарной сути.

 

Международное сотрудничество в сфере культуры и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на местном и региональном уровне по существу носит наиболее постоянный характер, поскольку в меньшей степени зависит от обманчивой сиюминутной политической и экономической конъюнктуры, царящей, как правило, в иных сферах международного сотрудничества.

            Учитывая активную работу различных структур, в частности, Совета Европы по ряду проектов в регионах России, в том числе, и в Свердловской области (открытие в Екатеринбурге при Государственной юридической академии Информационного центра Совета Европы, уникальная программа помощи подросткам групп риска – STAART и др.), возможное сотрудничество между Советом Европы и Свердловской областью по ряду региональных программ в сфере культуры и сохранения культурного наследия может быть отнесено к одному из наиболее перспективных.

 В настоящий период это сотрудничество носит крайне фрагментарный и непоследовательный характер из-за отсутствия должного понимания и внимания к его стратегической важности и перспективности со стороны руководства области, г.Екатеринбурга и других муниципальных образований, а также вследствие инерции замкнутых на узком круге лиц и  структур, действовавших в области в сфере международного сотрудничества до последнего времени.

Успешность интеграции города Екатеринбурга как пространственно-временной единицы, как муниципального образования и административного центра Свердловской области в единое культурное пространство по линии этой авторитетной европейской международной организации будет во многом зависеть от встречной готовности, инициативы официальных властей и жителей в данной сфере.

В настоящем 2001 году в рамках Совета Европы планируется начать национальные программы по созданию единой базы данных в сети интернет в государствах восточной Европы и России.

Одним из ведущих проектов в краткосрочном будущем может также стать Кампания 2002 год – год Европейского промышленного и технического наследия.

Правовой основой развития этого направления международного сотрудничества на сегодняшнем этапе может явиться Областной закон “О международных и межрегиональных договорах (соглашениях) Свердловской области №25-ОЗ от 16.07.1998 г.”, создающий правовой каркас взаимодействия Свердловской области с национальными зарубежными и международными структурами, обладающими правосубъектностью и должными возможностями в сфере международного культурного сотрудничества.

            Учитывая общемировые тенденции развития, роль негосударственных - общественных некоммерческих организаций и предприятий в культурном секторе, а также прямого неформального культурного сотрудничества жителей разных государств будут также  усиливаться.

 

 

 

С.Н. Молчанов

 

Информационно-аналитический центр

НПЦ по охране памятников культуры

Свердловской области

 

 

эл.сайт: (служ.) http://www.patrimony.ru

(личн.) http://smolchanov.narod.ru

 

эл.почта:(служ.) heritage@etel.ru

 

 

© Сергей Молчанов.

2000 - 2005.



[2] по данным Екатеринбургского межрайонного отдела государственной статистики, в границах городской черты, без учета пяти поселков, входящих в муниципальное образование.

[3] согласно данным на 1.01.2002 г. Екатеринбургского межрайонного отдела государственной статистики.

 

[4] Полное название данного Постановления - "О разработке и реализации государственной программы" Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых м средних городов России".

В развитие положений натоящего постановления приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 8.06.1996г. №662,  Приказ Минстроя РФ от 27.06.1996 г. №17-85.

 

[5] см., в частности, Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия / Научн.-производств. Центр по охране памятников Свердл.обл. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001 – 520 с. ISBN 5-7851-0347-8

 

Hosted by uCoz